Храм Джокханг – «Дом Господа», Лхаса, Тибет

19:43, 14 Мая 2019


Храм Джокханг или «Дом Господа» в Лхасе, построенный в 647 г., является самым почитаемым и глубоко духовным святым местом в Тибете. Сотни паломников со всей страны и из различных сект тибетского буддизма и ламаизма, ежедневно молятся перед главным входом, являя постоянное свидетельство традиции, возникшей более тысячи лет назад. Существует много различных и запутанных легенд и много противоречивых историй, связанных с храмом.

Jokhang начал свою деятельность в 7 веке, во времена правления короля Сонгцена Гампо (ок. 617-649 или 650), одного из самых значительных правителей Тибета. Гампо был первым императором, а также стал сильным сторонником буддизма, построил много храмов и сыграл важную роль в создании тибетской письменности. У короля было, как минимум пять жен. Две из них были важны для развития тибетского буддизма и основания храма Джокханг. В начале 630-х годов король женился на непальской принцессе Бхрикути (или Бритути, Трицун). Она принесла в качестве приданого статую Будды. В 641 году он женился на принцессе Вэньчэн, дочери императора Тан Тайцзуна. Она также принесла статую, Джово Шакьямуни- статуя Будды в натуральную величину (1,5 метра) в возрасте двенадцати лет. Это редкое сокровище и бесценный элемент тибетского буддизма, украшенный драгоценными камнями, размещён в храме.

Джокханг построен на озере, которое называли «сердцем ведьмы». Тибетцы верят, что это место изгоняет зло. Примерно в то же время был основан другой храм, монастырь Рамоче.

Главное здание представляет собой четыре этажа и сочетает в себе архитектурные стили и мотивы из Непала, Китая и Индии, а также Тибета. Тёмный, таинственный храм наполнен дымом от благовоний, свечей и сотен масляных ламп. Многочисленные преданные паломники посещают залы для сутры, вращают большие и малые бронзовые молитвенные колёса. Часовни наполнены яркими историческими фресками и множествами статуй. В главном зале храма находится Джово Шакьямуни.

Храм часто подвергался расширениям и реконструкциям, и сегодня это лабиринт комнат, часовен и внешних коридоров, которые занимают приблизительную площадь в 25 000 квадратных метров. В XVII веке был обширный ремонт, но многие из балок и стропил сохранились в оригинальном состоянии, что подтверждается датированием. Монголы несколько раз разрушали и грабили его, нанося ущерб.

Посетителям разрешено подниматься на крышу, покрытую позолоченными бронзовыми черепицами. На шпилях и куполах установлены покрытые золотом птицы, колокола и множество других фигур. С крыш можно увидеть сложность сооружения, улицу Бархор внизу, а также захватывающий дух дворец Потала, расположенный на вершине.