Готический стиль в архитектуре

02:04, 14 Ноября 2019

При первом сравнении романского храма и храма готического, возникшего уже в XVIII веке, ощущается резкий контраст. Романский собор выглядит тяжеловесным и мрачным, он прочно стоит на земле, в его силуэте преобладают горизонтальные линии. А готические соборы, всей своей массой преодолевая земную тяжесть, тянется вверх, к небу. В их линиях преобладают вертикали. Сама поверхность храма выглядит ажурной, легкой.

Очевидно, романский стиль не соответствовал духовным идеалам эпохи Средневековья. А эти идеалы в то время целиком и полностью основывались на христианской религии с ее отрицанием земных благ, телесных удовольствий. Романские храмы, само воплощение «телесности» и материальности, не могли выражать духовные устремления человечества Средневековья. 

Уже в недрах самой романской архитектуры возникает стремление преодолеть земную тяжесть, материю. Это проявление можно увидеть в высоких башнях, которые становятся со временем стройнее.

В XII веке западноевропейское искусство стояло на грани великих перемен. Революции в искусстве не произошло бы, если бы европейцы не познакомились с восточной – арабской и византийской – культурой во время крестовых походов. Одухотворенность и возвышенность византийского христианского искусства, утонченность и ажурность искусства арабского Востока не могли не поразить грубоватых европейских рыцарей и тех, кто пришел с ними из Европы.

Итак, в XIII – XV веках появляется новый стиль в средневековом искусстве – готика. Этим словом определяли искусство Средневековья гуманисты эпохи Возрождения. Причем этот термин носил негативный оттенок. Происходит он от слова «готы», это обозначение варварских племен, которые разрушили Рим и уничтожили античное искусство. 

Искусство Средневековья было совсем не по вкусу гуманистам Возрождения, в том числе и знаменитому Рафаэлю Санти. Но очевидно, что взгляды гуманистов оказались весьма предвзятыми. Великолепные готические соборы с их замечательным решением технических задач, вставших при необходимости сооружения зданий такой высоты и величины, никак не могут считаться произведением грубых варваров. В готическом стиле прослеживается единая художественная идея, которая проводится во всех видах искусства. Главной идеей готического стиля можно назвать преодоление материальности.