Интервью с Антоном Скрипченко

19:35, 7 Октября 2019


Проектирование является составной частью строительного производства, сопровождая его о начала строительства до передачи завершенного объекта в эксплуатацию. Оно представляет собой сложный творческий процесс, требующий большого напряжения сил и способностей специалистов, а также высокого эмоционального накала. Проектировщикам принадлежит ведущая роль в обеспечении эффективности нового строительства независимо от его вида, будь то офисные или торговые центры, многоэтажные дома или коттеджи, промышленные здания или производственные цеха, спортивные комплексы или любые другие. В своем интервью основатель и руководитель компании «Атика» Антон Скрипченко рассказывает о перипетиях и особенностях ведения этого бизнеса.


- Антон Андреевич, когда Вы решили заняться своим делом и почему?
- Мысли по организации собственного предприятия появились в 2011 году, но не хватало управленческого опыта, внешнего взаимодействия, юридической грамотности. Так как образование у меня техническое, то навыков бухгалтерского дела, маркетинга или менеджмента, на тот момент не было. Находясь в свободном плавании быстро приходит осознание, что практически ничего не понимаешь в бизнесе и нужно начинать все с нуля, двигаясь вслепую, как котенок. Каждый возникающий вопрос или проблема, решение которой требует непосредственного участия, для тебя в новинку, Это убивает много сил и энергии. Не зря говорят, что собственное дело лучше начинать до 30 лет, чтобы были силы на развитие.

- Вы делали первые шаги самостоятельно или с поддержкой? Какими они
были?
- Активная деятельность компании началась в 2015 году, когда пришло понимание что процесс проектирования, во избежание непрогнозируемых результатов работы, нужно выстраивать независимо и самостоятельно — в рамках контролируемого процесса.

У меня есть партнер, который тоже имеет техническое образование. Сейчас наши функции разведены: он занимается технической частью проектов, а я в основном — организационной деятельностью компании, расширением, привлечением новых клиентов.
В начале же пути каждый вопрос, все возникавшие проблемы мы решали совместно, помогали и поддерживали друг друга, советовались. В одиночку работать непросто. В бизнесе очень важна взаимная мотивация, подбадривание друг друга, забота о делах компании в случае «выпадения» одного.

Вообще, в бизнесе всегда нужна подстраховка, дублирование на всех ступенях: директор, руководитель группы исполнителей, непосредственно исполнители. Заболел или уволился один — его работу доделал другой. Этим и отличаются серьезные компании от «фирм одного человека», где директор: он и чертит, и проверяет, и печатает чертежи, и с заказчиком общается. Стоимость проекта в таких организациях конечно будет ниже, но при этом, как только проект будет передан заказчику, такая контора обычно умывает руки.

А на самом деле на этой стадии начинается очень важный и ответственный процесс сопровождения проектных решений: проект проходит согласования в экспертизе, муниципальных органах. Дальше, непосредственно при строительстве объекта, у проектировщика осуществляется плотное взаимодействие с госстройнадзором и подрядчиками. При вводе в эксплуатацию — опять с муниципальными органами.

К нам часто обращаются заказчики с незавершенными проектами, с просьбой доработать и довести до ума их объекты, проклинающие проектировщиков, с которыми имели дело. Дело в том, что при описанном подходе отдельных компаний к «оптимизации штата и затрат», обеспечить необходимые требования к проектной документации, сопровождения на всех этапах строительства невозможно.
Я считаю, что в таких случаях заказчик, решивший сэкономить, сам виноват.  Экономя на проекте 1-3% от стоимости строительства, он наживает себе проблем на все 20%! Это и перерасход материалов, и ошибки (коллизии) проекта, приводящие к дополнительным работам во время строительства. Но самое важное здесь — сроки реализации объекта, увеличение которых идет от года и до бесконечности (в случаях, когда проект выбрасывается в корзину).

- Как Вы можете охарактеризовать себя в двух словах?
- Доверяю людям.

- Есть ли у Вас свой девиз, чем Вы руководствуетесь в своей деятельности?
- Трудности помогают расти.

- Как и когда к Вам пришел первый успех?
- Сразу после открытия компании неожиданно получил заказ на проектирование логистического центра, хотя ни штата сотрудников, ни денег на тот момент не было. Вроде бы успех, но за ним скрывалась огромная масса проблем. Пришлось искать практические возможности по выполнению проекта: кого-то уговаривать поработать без аванса, с чем-то разбираться самому. Я думаю, многие так начинали.

Любой успех — это отложенный результат кропотливой работы, вложения сил, энергии и, опять же, большого желания работать. Вообще, успехом можно считать выход на новый уровень сложности объектов, узнаваемости компании, отлаженности процесса создания и реализации проектов. Обоснованное и конструктивное решение непростых задач, положительные отзывы заказчиков о нашей работе — эти вещи доставляют большое внутреннее удовлетворение. Наверное, это и есть успех.

- Что компания «Атика» представляет собой сейчас?
- Это динамично развивающаяся бизнес-структура, готовая выпускать проектной документации на 20-30 тысяч кв.м. площади объектов в месяц. Это довольно много на сегодняшний день даже для Новосибирска, третьего по численности населения города России.

- Какие достижения Вы считаете самыми главными?
- Гибкость и быстрая переориентация в условиях нестабильного рынка.
Возможность оставаться на плаву.

- Какие советы Вы можете дать читателям?
- Свой бизнес — хорошая школа жизни. Нужно не бояться экспериментировать.

- Каковы планы Вашей компании на ближайшее будущее?
- Совершенству нет предела. Как верно заметил когда-то Уинстон Черчилль: «Совершенствоваться — значит меняться, быть совершенным — значит меняться часто». В планах компании — постоянное качественное улучшение выпускаемого продукта.

 Вячеслав Романенко Федеральный журналист