Казанский вокзал

10:50, 13 Августа 2019


Облик Казанского вокзала был сформирован на основе обобщения композиционных приемов, свойственных архитектуре целого ряда памятников отечественного зодчества XVII столетия. Их обмеры и зарисовки делали многочисленные помощники Щусева, такие, как Н. Тамонькин и А. Снигарев.

Сразу же после революции Щусев занялся разработкой первого советского проекта реконструкции столицы. В этом проекте, названном «Новая Москва» и опубликованном в 1923 г., ряд планировочных средств применялся для усиления архитектурной выразительности памятников старины, прежде всего церквей и монастырей, относившихся к допетровскому времени. Они, так же как и монументальные общественные здания эпохи классицизма (университет, дом Пашкова, Покровские казармы), окружались зелеными пространствами скверов и парков. Не рассказывая об остальных аспектах планировки, предложенной авторами «Новой Москвы» во главе с Щусевым (поскольку генеральный план требует внимательного рассмотрения и с инженерно-технической, и с архитектурной стороны), необходимо подчеркнуть отличие этого градостроительного документа от всех сделанных до и после него в отношении к памятникам старины.

Живописность, как особую, издревле присущую Москве черту, обусловленную контрастом зданий, совершенно не похожих друг на друга стилистически и композиционно, по-разному расположенных относительно «красной линии», Щусев принимал как данность. Считая, что традиционно московские контрасты можно даже утрировать, уже на самых ранних вариантах проекта «Новая Москва», датированных 1918 г., он показал ряд визуально объединенных в группы «стилистических антиподов»— здания эпохи нарышкинского барокко и классицизма.
 
Вокруг многих из них рядовая застройка сносилась и на освобожденных местах появлялся сквер или парк. Не анализируя подробно особенности планировочных приемов, стоит все же отметить, что щусевский Казанский вокзал органично входил в систему новых общественных зданий, намеченную в проекте, и стилистически не выглядел бы инородно не только на площади, но и среди многих других элементов, из которых складывался городской ландшафт. Как видим, идея возрождения национального стиля на традиционной основе для архитектора все еще оставалась актуальной.