Московские пейзажи в произведениях XIX века

11:46, 12 Августа 2019


Кремль и окружающая его застройка захватывали внимание многих художников своего времени. Известны рисунки В. Воробьева, Ф. Алексеева, И. Мошкова, А. Кунавина, Р. Курятникова.

С элегическим настроением написана картина, изображающая подмосковную усадьбу «Останкино. Вид усадьбы со стороны пруда» (В. Раев, 1857 г.). Напротив, торжество живого быта проявляется в картине А. Рябушкина «Московская улица».

Картины усадебного пейзажа найдем и в стихотворении А. Пушкина «Первые впечатления. Юсупов сад». Поэт обращает внимание на то, что в усадебном саду могли гулять все желающие, но только «из чистой публики». Сад был украшен мраморными статуями, круглым прудом, спускающимися лестницами, беседкой и традиционным гротом, столь характерным для затейливого сада того времени. Экзотический фрагмент зимнего сада князя Н. Юсупова запечатлен также в «Руслане и Людмиле».

Московский пейзаж занимал значительное место в повестях Н. Карамзина и писателей его круга. Заметим, что если в произведениях начала XIX в. чаще дается панорама города, обычно довольно лаконичная, то на рубеже XIX и XX вв. авторы показывают сложность и многообразие внутренней жизни Москвы. Таковы произведения К. Юона, А. Васнецова.

В основе творческой концепции Юона, на первых порах принадлежавшего к школе «Московских пейзажистов», лежит идея единства мира, органичной связи человека с природой. Художник с увлечением пишет жизнь города во всех ее проявлениях. Показательна его картина «Тверской бульвар» с силуэтными фигурами, написанная в 1909 г.

Духом русской старинной архитектуры проникнуты полотна А. Васнецова. Высокие стены и башни Кремля, общественные бани с журавцами. На этом свято-старинном фоне художник рисует разнообразные обстановки народной жизни. «Я не только пишу мою Москву, я ее такой наглядно как бы осязаю», — сказал как-то художник в беседе с В. Лобановым.